Чурригереско (исп. churrigueresco, arquitectura churrigueresca), или мексиканское барокко (barroco mexicano) — экстравагантная испанская разновидность стиля рококо в архитектуре, барочное возвращение платереско, примерно с 1675 по 1750 гг.
Это самый пышный период в испанском архитектурном убранстве. Помимо плотного орнамента, поверхности разбиваются многочисленными волнообразными карнизами, обратными волютами, балюстрадами, лепными раковинами и фестонами. От всей строгости формы отказываются в пользу помпезного убранства, которое произведет впечатление на зрителя. Чурригереско можно легко узнать по характерным эстипите, а также по замене церковных алтарей высокими надстройками, известными как транспаренте.
Название стиля происходит от имени семьи Чурригера и, в частности, архитектора Хосе Бенито де Чурригера, который работал в основном в Саламанке. Однако они не являются ни самыми типичными представителями этого стиля, ни его пионерами. История чурригереско восходит к скульптору Алонсо Кано, пионера характерного для испанского искусства конца 17 века декоративного пресыщения. Наибольшую роль в развитии стиля сыграла группа скульпторов, резчиков, мебельщиков и плотников, ставших очень влиятельными в архитектуре того времени. Они стали проектировщиками и мастерами многочисленных временных сооружений, предназначенных для однодневных церемоний, таких как коронация. Работали в основном с деревом и тканевыми драпировками, позволяя себе ряд странных и причудливых экспериментов с орнаментом. Позднее эти элементы были заимствованы архитекторами и применены в архитектурной среде в виде лепного или кирпичного оформления фасадов, стен, сводов, куполов и дверей.
Одним из самых известных произведений в этом стиле является алтарь монастыря Сан-Эстебан в Саламанке (1693—1700 гг.) Хосе Бенито Чурригера.
Транспаренте в Толедском соборе (завершен в 1732 году) работы Нарсисо Томе (1690–1742) — настоящий шедевр стиля чурригереско. Томе создал впечатляющие скульптурные облака, золотые лучи и многочисленных ангелов. Потолок украшен фреской с псевдокуполом — характерным для барокко мотивом, в котором на потолке помещения изображается реалистичный купол, который создает у наблюдателя впечатление, что он настоящий. Эффект усиливается падающим на алтарь естественным светом из противоположного окна, который как бы проникает сквозь псевдокупол.
Ризница в Гранаде (1727–1764) Луиса де Аревало и Франсиско Мануэля Васкеса также типична и примечательна для стиля. Полностью в золоте, она переливается благодаря модульно повторяющемуся мелкому орнаменту, расчленяющему колонны почти как в мавританском стиле.
Чурригереско распространяется и за пределы Испании. Помимо Португалии, также пользуется успехом в Латинской Америке, где обогащается стилем местного искусства и смешивается со стилем мудехар. Там эстипите становятся одним из самых популярных мотивов. В Мексике яркими примерами чурригереско являются собор в Мехико (1718 год), «Санта-Приска» в Таско (1758 год) и «Святой Мартин» в Сан-Луис-Потоси (1764 год).